События года

Новости

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ПРАЗДНИКОМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!

Дорогие коллеги! Уважаемые ветераны!

Поздравляем Вас с праздником Великой Победы! 

С самым важным и самым главным праздником нашей страны. Мы в вечном долгу перед теми, кто подарил нам мир, весну и жизнь. День Победы — великий день. Он памятник павшим, награда живым. Из наших сердец никогда не уйдет святое чувство к тем, кто защищал свою землю, свой народ, свой город, свой дом.

День Победы - праздник всей страны.
Духовой оркестр играет марши.
День Победы - праздник седины
Наших прадедов, дедов и тех, кто младше.
Даже тех, кто не видал войны,
Но её крылом задет был каждый,
Поздравляем с Днём Победы мы!
Этот день - для всей России важный.

#Костромапобедная

В социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» областными государственными и муниципальными учреждениями культуры Костромской области создана общая страница #Костромапобедная, на которой размещаются творческие проекты, посвященные 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

9may.jpg - 271.30 KBАдминистрирование страницы ведет Областной Дом народного творчества.

Уже сейчас на новом интернет-ресурсе размещены проекты учреждений в рамках всероссийской акции «Библионочь», тема которой «Память нашей Победы». В этом году акция проводится в режиме онлайн-марафона с 25 апреля по 9 мая. На странице #Костромапобедная доступны аудиозаписи песен из кинофильмов о войне, информация о событиях Великой Отечественной войны и истории костромского края военной поры, видеозаписи тематических выступлений творческих коллективов муниципальных учреждений культуры: фольклорный ансамбль «Венец» (г. Кострома), детский ансамбль «Арлекин» (п.г.т. Красное на Волге) и других.

В преддверии Дня Победы страницу пополнит новый контент:

проекты Костромского государственного драматического театра им. А.Н. Островского «Баллада о зенитчицах» по произведению Роберта Рождественского (читает Наталья Иншакова, режиссер Сергей Кузьмич), литературно-музыкальная композиция «Я в свою ходил атаку» по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (читают и поют актеры театра, режиссёр – заслуженный артист Костромской области Александр Кирпичёв), выставочный проект о работе театра в годы войны «Победа идет от Волги»;

литературный телеспектакль «Маленький солдат» по рассказам А.Платонова в исполнении актеров Костромского областного театра кукол;

областная выставка работ учащихся детских художественных школ «Спасибо деду за Победу!»;

экскурсия по выставке «От Костромы до Берлина. Наша общая победа» Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, другие просветительские и познавательные проекты музеев, архивов, библиотек Костромской области;

фильмы всероссийского проекта Года памяти и славы «Марафон кинофильмов о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» из фондов Областной Дом народного творчества и многое другое.

Посетить страницу #Костромапобедная можно по ссылке https://vk.com/may9_kostroma

ОНЛАЙН С НАМИ! Кинофестиваль "Дорогами Победы"

Вашему вниманию представлена подборка самых пронзительных художественных фильмов о годах Второй мировой войны, размещенных для свободного просмотра на портале КУЛЬТУРА.РФ

https://www.culture.ru/themes/516/filmy-o-voine

Вторая мировая война — одна из самых трагичных страниц в истории СССР и других стран мира. Ее события, конечно, отразились и в советском киноискусстве. Режиссеры снимали фильмы по литературным произведениям и оригинальным сценариям, поднимали вопросы общего блага и личного счастья, героизма и трусости. Ленты часто запрещали к показу: как правило, за излишнюю честность. Многие режиссеры делали акцент не на батальных сценах, а на простых человеческих судьбах, трудностях, лишениях и трагических потерях в жизни каждого человека. 

ОНЛАЙН С НАМИ! Кинофестиваль "Дорогами Победы" - х/ф "…А зори здесь тихие"

…А зори здесь тихиеДорогие друзья! 

Великая дата. 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Великий год. Год памяти и славы.
Победа в Великой Отечественной войне – героический подвиг нашего народа. День Победы мы отмечаем, как главный праздник страны! 

Предлагаем Вам присоединиться к нам в режиме онлайн и посмотреть художественный фильм "…А зори здесь тихие", размещенный для свободного просмотра на портале КУЛЬТУРА.РФ

https://www.culture.ru/movies/352/a-zori-zdes-tikhie

…А зори здесь тихие

Год выхода: 1972 Страна производитель: СССР Длительность: 160 мин.Жанр: История, Великая Отечественная война, Литература, Военный, Драма

В ролях: Виктор Авдюшко, Ольга Остроумова, Елена Драпеко, Людмила Зайцева, Алексей Чернов

Режиссёр: Станислав Ростоцкий

Производитель: Киностудия им. М.Горького

«Мне нужно показать, что убивают не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род», – так обозначил свою цель Станислав Ростоцкий. Режиссер, сам прошедший войну, утверждал, что экранизировать эту историю его побудили воспоминания о медсестре, вынесшей его когда-то с поля боя.

 

Пять молодых зенитчиц и их командир, старшина Федот Васков (Андрей Мартынов), узнают, что в лесу рядом с их частью орудует отряд немецких диверсантов; их возможная цель – Кировская железная дорога. Отправившись на разведку, бойцы обнаруживают, что немцы в несколько раз превосходят их числом.

 

Участие женщин в Великой Отечественной войне долгое время не афишировалось, но и не замалчивалось. Как пишет исследователь Ольга Никонова, фильм «...А зори здесь тихие» внес свою лепту в создание своеобразного «женского мемориала» в культуре:

 

«На протяжении почти двух «брежневских» десятилетий советский кинематограф пополнился множеством кинокартин разных жанров, в которых тема женщины на войне была центральной или развивалась параллельно с главной («Женя, Женечка и „катюша“» (1967), «Крепкий орешек» (1968), «Песнь о Маншук» (1969), «Белорусский вокзал» (1970), «…А зори здесь тихие» (1972), «В небе „Ночные ведьмы“» (1981) и др.). Даже в условиях советской цензуры в этих фильмах оставалось место для неформального, женского взгляда на войну. Благодаря популярности кинематографа этот взгляд постепенно «вплетался» в канву коллективной советской памяти о Великой Отечественной войне. В 1980-е годы Светлана Алексиевич начала работу над книгой женских воспоминаний о войне, которой суждено было стать первой доперестроечной репрезентацией альтернативной памяти. В последующие годы по книге Алексиевич был поставлен целый ряд спектаклей, первым из которых была постановка Анатолия Эфроса в театре на Таганке в 1985 году. А недавно – в 2004 году – книга была переиздана «без купюр».

 

Великая Отечественная война осталась в памяти последующих поколений войной, у которой не было «женского лица». Почти миллионная армия женщин, принимавших участие в боевых действиях, в официальной мемориальной культуре «растворилась», превратившись в невидимых солдат великой войны. Героические репрезентации мужественных женщин-партизанок и сражавшихся наравне с мужчинами летчиц не могли адекватно передать всю полноту женской военной повседневности. Пафосность и монументализм мифа о Великой Отечественной войне до сих пор сторонятся женского взгляда и альтернативных моделей интерпретации военного опыта. Современная российская власть, следуя советской традиции, продолжает беречь свои военные «тайны» от ученых. Сегодня велик риск того, что женский опыт войны окончательно превратится в «фигуру умолчания». Женский мемориал Великой Отечественной пока остается неформальным, воплощаясь в военной лирике Юлии Друниной, воспоминаниях женщин-фронтовичек и кинодраме 1972 года «…А зори здесь тихие».

 

Судьба ленты была трудной. Концепция фильма не понравилась автору повести, Борису Васильеву, позже из режиссерской версии были вырезаны некоторые эпизоды. После премьеры критики пеняли Станиславу Ростоцкому за «мозаичность» повествования: в частности, не всем был понятен смысл сцен, показывающих жизнь героев до войны, данных в противовес «черно-белой» военной жизни. А в процессе съемок самым многострадальным из всех эпизодов картины оказался эпизод в бане. Его не только пыталось вырезать потом кинематографическое начальство; актрисы, для большинства из которых участие в съемках было первой работой для большого экрана, наотрез отказывались сниматься обнаженными. С большим трудом Ростоцкому удалось переубедить их.

 

Благодарим за предоставленный материал литературный интернет-проект «Журнальный зал».

Интернет-акция «Имя твоё - Победа, салютует тебе Кострома!»

Дорогие друзья, уважаемые коллеги!

В год памяти и славы ОГБУК «Областной Дом народного творчества» департамента культуры Костромской области проводит интернет-акцию «Имя твоё - Победа, салютует тебе Кострома!», посвященную 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 

Цели и задачи:

- Воспитание у подрастающего поколения, молодежи чувства патриотизма, сопричастности к трудовой и воинской славе Отечества;

- Популяризация высокохудожественного репертуара героико-патриотической тематики;

- Содействие росту исполнительского мастерства, повышение творческой активности и участию коллективов народного творчества в мероприятиях празднования знаменательных дат военной истории России и Великой Отечественной войны.

К участию приглашаются все желающие: детские, ученические, студенческие, взрослые творческие коллективы и отдельные исполнители муниципальных образований, национальных общественных организаций, общественных объединений, студий, ДМШ и ДШИ, средних образовательных школ, средних профессиональных учебных заведений, вузов Костромской области, а также творческие коллективы и исполнители, проживающие в регионах России.

 

Номинации:

- Вокал;

- Хореография;

- Инструментальный жанр;

- Художественное чтение;

- Театральная миниатюра.

В программе выступления должно быть представлено одно произведение, композиция, номер, героико-патриотической тематики продолжительностью от трех до пяти минут. Театральная миниатюра до 20 мин.

 

Условия и порядок проведения:

         Интернет-акция «Имя твоё - Победа, салютует тебе Кострома!» проводится с 8 мая по 15 августа 2020 года.

         Организационный взнос за участие в акции не предусмотрен.

         Для участия в интернет-акции на электронную почту оргкомитета Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. необходимо направить:

 - заявку-анкету участника (приложение №1);

 - качественную видеозапись своего выступления с обязательным указанием темы «интернет-акция».

Конкурсный материл принимается как ссылкой на просмотр видеозаписи, так и файлом на электронную почту и будет размещаться на сайте ОГБУК ОДНТ kodnt.ru.

Данные заявки-анкеты являются основанием для заполнения и выпуска дипломов.

         Представляя творческий материал, участник дает согласие организаторам на обработку, хранение и использование личной информации, на публикацию указанных сведений в сети Интернет на ресурсах, принадлежащих организатору интернет-акции или в любых иных целях, связанных с проведением данного или последующих мероприятий.

 

Подведение итогов и награждение:

По итогам интернет-акции участникам присуждаются:

 - звания Лауреата I, II, III степени, обладатели которых награждаются дипломами соответствующих степеней и пригласительными билетами на 2 персоны,  на посещение кинотеатра «Центральный» по адресу: г. Кострома ул. Советская д.23;

- звания Дипломанта смотра-конкурса, обладатели которых награждаются дипломами.

Все участники интернет - акции «Имя твоё - Победа, салютует тебе Кострома!»  награждаются дипломами участника.

3 сентября 2020 года, определённым Федеральным законом от 24.04.2020 № 126-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России», как День окончания Второй мировой войны (1945 год), на сайте ОГБУК ОДНТ kodnt.ru можно будет ознакомиться с итогами и творческими программами победителей интернет-акции «Имя твоё - победа, салютует тебе Кострома!»

Информация об акции и заявка-анкета участника

Cборник частушек военных лет «Вот и кончилась война, дождались Победушки…»

#Костромапобедная представляет сборник частушек военных лет «Вот и кончилась война, дождались Победушки…», подготовленный Областным Домом народного творчества департамента культуры Костромской области.

В сборник вошли более 400 частушек военных лет, собранных работниками культуры Костромской области в ходе фестиваля исследования традиционной народной культуры «Дорогами народных традиций».

https://vk.com/album-194538235_271955451

Частушки подобраны по тематическому принципу. Значительное количество частушек несет в себе горестное переживание разлуки с любимыми, тревоги за них и безрадостного девичества. Письма и похоронки с войны - эта тема наполнена особым драматизмом. Вместе с тем немало припевок по характеру жизнестойких и даже озорных.

Надеемся, что знакомство со сборником «Вот и кончилась война, дождались Победушки...» послужит стимулом дальнейшей работы по собиранию и изданию костромского фольклора, вызовет интерес у широкого круга исполнителей и любителей народной частушки.

Сердечно благодарим наших исполнителей, жителей костромских деревень и сел, хранителей народных традиций за участие в подготовке сборника.
Особую признательность выражаем нашим коллегам: работникам культуры и специалистам районных отделов культуры области.

ОНЛАЙН С НАМИ! 180 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского

Дорогие друзья! 7 мая исполнилось 180 лет со дня рождения русского композитора Петра Ильича Чайковского. Предлагаем Вам присоединиться к нам в режиме онлайн. Вашему вниманию представлен художественный фильм "Чайковский", размещенный для свободного просмотра на портале КУЛЬТУРА.РФ

Чайковский — один из величайших композиторов всех времен и народов. Он оставил обширное и разнообразное творческое наследие, вписав новые страницы и подняв на небывалую дотоле высоту русское симфоническое творчество, оперу, балет (в котором соединил принципы симфонического развития с танцевальным действием), камерную музыку.

Художник-патриот, горячо любивший свою страну и свой народ, Чайковский обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Толстого и Ф. Достоевского, И. Тургенева и А. Чехова. Среди его глубоко патриотических произведений можно назвать симфоническую сюиту «1812 год», кантату «В память 200-й годовщины рождения Петра Первого», «Славянский марш», «Русское скерцо» для фортепиано, оперу «Мазепа» (по «Полтаве» А.С. Пушкина).

Творчество Чайковского заслужило признание во всем мире и оказало огромное влияние на последущее развитие русской и мировой музыки. Великими образцами русской музыки стали оперы «Евгений Онегин» (1879), «Пиковая дама» (1890), балеты «Лебединое озеро» (1877), «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892), Симфония № 6 (1893), Первый концерт для фортепиано с оркестром (1875), «Времена года« для фортепиано (1876).

Именем П.И. Чайковского названа Московская государственная консерватория, Концертный зал московской филармонии, улицы во многих городах России — Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Бийске, Липецке, Сочи, Улан-Удэ.

Дома-музеи П.И. Чайковского открыты в Воткинске и Клину.

С 1958 раз в четыре года проводится Международный конкурс имени П.И. Чайковского — одно из крупнейших музыкальных соревнований мира.

https://www.culture.ru/catalog/muzyka_o_rodine/ru/item/person/chaykovskiy-petr-ilich

х/ф "Чайковский"

https://www.culture.ru/movies/3689/chaikovskii

Год выхода: 1970 Страна производитель: СССР Длительность: 157 мин. Жанр: Биографический, Драма

В ролях: Наталья Климова, Нина Агапова, Александр Петров, Лилия Евстигнеева, Евгений Евстигнеев, Алла Демидова, Бруно Фрейндлих, Майя Плисецкая, Евгений Леонов, Владислав Стржельчик, Кирилл Лавров, Антонина Шуранова, Иннокентий Смоктуновский

Режиссёр: Игорь Таланкин

Двухсерийный художественный фильм режиссера Игоря Таланкина посвящен русскому композитору Петру Чайковскому. Для создания образа авторы сценария использовали переписку Чайковского с его меценаткой, баронессой Надеждой фон Мекк. В письмах к ней композитор подробно описывал, как он работает над новыми произведениями, и что его вдохновляет. Благодаря перепискам Петра Чайковского - с Надеждой фон Мекк и братом Модестом Чайковским - удалось восстановить многие детали его биографии.

 

Чтобы исполнитель главной роли, Иннокентий Смоктуновский, был похож на композитора, художникам по гриму приходилось гримировать его несколько часов. Актер вспоминал о картине:

 

Чтобы постичь внутренний облик Чайковского, я много читал его письма, документы о его взаимоотношениях с критиком Германом Ларошем, пианистом Николаем Рубинштейном. Потом Нина Берберова, узнав, что я работаю над образом Чайковского, прислала мне литературную биографию “Чайковский, история одинокой жизни”

Из интервью музыковеду Святославу Бэлзе

После выхода фильма на экран в 1970 году Иннокентий Смоктуновский получил премию за лучшую мужскую роль на Международном кинофестиале в Сан-Себастьяне, а через год специальным призом жюри фестиваля наградило режиссера Игоря Таланкина. В 1972 году фильм был номинирован на Оскар и Золотой глобус.

https://www.culture.ru/persons/8307/petr-chaikovskii

ОНЛАЙН С НАМИ! Кинофестиваль "Дорогами Победы" - х/ф "Машенька"

Кадры из фильма «Машенька»Дорогие друзья! 

Великая дата. 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Великий год. Год памяти и славы.
Победа в Великой Отечественной войне – героический подвиг нашего народа. День Победы мы отмечаем, как главный праздник страны! 

«Машенька» (Юлий Райзман, 1942)Предлагаем Вам присоединиться к нам в режиме онлайн и посмотреть художественный фильм "Машенька", а также лекцию о фильме, размещенные для свободного просмотра на портале КУЛЬТУРА.РФ

https://www.culture.ru/movies/333/mashenka

Машенька

Год выхода: 1942 Страна производитель: СССР Длительность: 72 мин.Жанр: История, Великая Отечественная война, Мелодрама

В ролях: Михаил Кузнецов, Вера Алтайская, Валентина Караваева

Режиссёр: Юлий Райзман

Производитель: «Мосфильм»

История создания фильма

Сценарий к фильму «Машенька» писали два сценариста — Евгений Габрилович и Сергей Ермолинский, однако в 1941 году Ермолинский был обвинен в контрреволюционной пропаганде и немедленно арестован, поэтому его имени нет в титрах. Через два года все обвинения были полностью сняты, но тем не менее Сталинскую премию Ермолинский не получил, а Габрилович не посчитал нужным отдать часть оправданному соавтору. До сих пор официально считается, что автор сценария был у фильма только один. 

Но тем не менее изначально на киностудии не понравились ни сценарий, ни сама идея сценаристов — показать микромир советской реальности. Ко всему прочему сам образ простой советской девушки не вязался с общей линией партии, которая настаивала на популяризации жизни людей необычных — художников, композиторов, ученых и так далее. 

Именно из-за этих сложностей сценарий писался долго и трудно, с постоянными переделками. Главная героиня то трудилась инженером на Крайнем Севере, то заочно оканчивала институт, то работала выдающимся хирургом, но в конце концов все-таки нашла себя в образе простой телеграфистки. 

Надо отметь, что сценарий переписывался буквально до последнего, то есть, даже когда уже начались съемки, сюжет меняли несколько раз. И главные герои, которые должны были примириться после первой же ссоры, разошлись надолго и встретились уже только во время войны. 

Актерский состав 

Обычно Юрий Райзман не планировал привлечение каких-либо конкретных актеров и все роли всегда распределял спонтанно, основываясь на кинопробах. Но в случае с фильмом «Машенька» он изначально правил режиссерский сценарий под молодую студентку киношколы при киностудии «Мосфильм» — 20-летнюю Валентину Караваеву. Райзман преподавал в ее группе и сразу заприметил талантливую девушку. Однако пробы Караваева с треском провалила. Съемочная группа продолжила отбор претенденток на главную роль, а вот Караваева не собиралась сдаваться, и в конце концов она уговорила режиссера назначить ей еще одни пробы, которые во второй раз все-таки закончились удачно. Так актриса была найдена. 

«Глядя на нее, я задавал себе вопрос: может ли эта девушка с неброской внешностью, скромная и стеснительная, обратить на себя внимание зрителей в кинотеатрах?»

Юрий Райзман о Валентине Караваевой 

На роль главного героя пригласили никому не известного актера Михаила Кузнецова. Для него «Машенька» стала первой работой в кино, которая открыла для Кузнецова дверь в большой кинематограф. 

Несмотря на то что все было готово к работе, Райзман не сразу начал съемки. Сначала он организовал продолжительные и регулярные репетиции в собственной квартире. Во многом это было сделано ради оператора Евгения Андриканиса. Он только что закончил работу в эпической картине «Первая конная» и ему было сложно переключиться на тот формат камерности и малых сцен, в которых должна была быть выдержана «Машенька». Ему требовалось проникнуться атмосферой фильма, его образностью. 

«К началу съемочного периода я полюбил образ Машеньки, мне стали дороги ее чувства, я восторгался ее благородными порывами и постепенно стал ощущать Машеньку не как драматургическое, а как конкретное жизненное лицо».

Евгений Андриканис

Особенности съемок

Когда Райзман понял, что группа готова, он начал съемки. Проходили они в Выборге и в Москве, а когда началась война, киностудию эвакуировали в Алма-Ату, и съемки продолжились там. 

Картина «Машенька» вышла на экраны 10 апреля 1942 года. Шел второй год страшной войны, а советские зрители, замерев от счастья, смотрели фильм о любви. Вскоре после премьеры Караваева, Габрилович и Райзман получили Сталинскую премию. При этом Валентина Караваева стала самым молодым лауреатом этой премии за всю ее историю — ей было всего 22 года. 

К сожалению, жизнь жестоко обошлась с актрисой. В 1943 году она попала в автомобильную аварию, которая оставила у нее на лице страшные шрамы. Сниматься Караваева больше не смогла. И фильм «Машенька» остался ее единственной полноэкранной работой. 

Информация для учителя. 

Лекция о фильме «Машенька» 

«Машенька» (Юлий Райзман, 1942)

«Машенька» (Юлий Райзман, 1942)

ЮЛИАНА РОМАШИНА 2016 13 МИН  

Лекторы: актриса Юлиана Ромашина, кинокритик Ольга Галицкая.

https://www.culture.ru/movies/3070/mashenka-yulii-raizman-1942