"ПОЛЁ ЧИСТОЁ" Сборник хоровых партитур
"ПОЛЁ ЧИСТОЁ" Сборник хоровых партитур
Предлагаемые обработки народных песен относятся к «общерусскому» типу (в последнее время его ещё называют «свободным»). Автор создавал партитуры для Костромского Самодеятельного Русского Народного хора им. Ю. Рыбникова, в репертуаре которого они и звучали в последние года. В данных обработках, в основном, сохранены стилевые особенности народного исполнительства – подголосочная полифония, строение партитуры, отсутствие темповых изменений, некоторая вариационность, разновидности хорового распева, специфика регистрового звучания. Однако используются и различные приёмы академической хоровой композиции: поочерёдное вступление голосов, солирование отдельных хоровых партий, свободное изменение плотности хоровой фактуры, – в зависимости от драматургии произведения. В народно-хоровом исполнительстве существует иной метод творческого переосмысления и музыкальной переработки народной песни – это принцип коллективной импровизации и варьирования. Но данным принципом распева пользуются главным образом ансамбли, состоящие из профессиональных музыкантов, которые изучают региональные особенности народного песнетворчества. В самодеятельности же коллективный распев дело довольно сложное.
Костромские песни и наигрыши
Костромские песни и наигрыши. Выпуск 1 (переиздание). Календарные обрядовые песни
Песенная традиция Костромской области отличается развитой системой календарных жанров, сохранившейся достаточно хорошо и полно вплоть до настоящего времени. С 1974 года нами записано более шестисот образцов календарных песен от исполнителей в возрасте от двадцати до девяносто лет. Большинство песен в последние полвека пелось детьми и молодежью, но отдельные жанровые виды, например, егорьевские, вознесенские и вьюнишные, исполнялись и взрослыми, в том числе пожилыми людьми – и исполнялись в сопровождении необходимых обрядовых действий.
Календарные песни занимают особое место в системе других жанров, в бытовании которых большую роль играла так же календарная приуроченность. Так, например, хороводные песни делились на «круговые вешние» (исполнялись от Пасхи до Троицы) и «беседные» (на зимних посиделках, в Святки). Некоторые традиционные лирические песни звучали только во время Масленицы («Воля», «Озеро широко» и т.д. – в каждой деревне по-своему), другие – «когда идут со жнивы» («Экое сердце», «На зоре на зореньке», «Еще что-то ли есть в поле за травинка» и др.). Среди частушек были «качульные», которые пелись на Масленицу и весной (с Егорьева дня), а также приуроченные к жатве, «беседам».
Песенный фольклор районов Костромской области
Народный самодеятельный фольклорный коллектив «Ветлугаи», с.Пыщуг, Пыщугский муниципальный район, Костромская область, запись 2010 г.
Мужские страдания, Пыщугский район, Костромская область
Частушки "Семеновна", Пыщугский район, Костромская область
Частушки с пляской, Пыщугский район, Костромская область
Не у нас ли в чистом поле: лирическая Красносельского района
Во субботу, день ненастный: лирическая протяжная Красносельского района
Вынос девьей красы "Беру я - не боюся...": свадебная Красносельского района
Вынос девьей красы "От столбика кипичново...": свадебная Красносельского района
Вынос девьей красы: свадебная Красносельского района
Ты, земляночка, наша ягодка: свадебная Красносельского района
Первый областной фестиваль аутентичного фольклора "Корни дерева моего" памяти А.Ф.Ивенской
Материалы портала культурного наследия и традиций России «Культура.РФ»
Материалы портала культурного наследия и традиций России «Культура.РФ»:
ПЕВЧЕСКОЕ ИСКУССТВО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО ХОРА СЕЛА СТРЕЛЬНИКОВО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ