16 сентября 1956 года состоялась премьера первого советского широкоэкранного фильма. Это был «Илья Муромец» Александра Птушко. Когда-то продвинутые зрители знали, чем отличается широкоэкранное кино от широкоформатного. Давайте и мы разберемся вместе с кинокритиком Дарьей Борисовой. Заодно вспомним и такой аттракцион, как кинопанорама.
Из всех киносказок Птушко «Илья Муромец» — самая масштабная, зрелищная. На ней решили обкатать производство широкоэкранного кино. Зачем? Чтобы привлечь кинотеатральную публику новым аттракционом. Во второй половине 50-х в домах у советских граждан уже потихоньку появлялись телевизоры: испугавшись конкуренции, кинематографисты и деятели социалистического проката решили форсировать разработку новой системы кинопоказа. Технология «широкий экран» обеспечивала зрителям неожиданный по тем временам эффект присутствия, потому что при демонстрации фильма достигалась панорамность, исключительная широта картинки.
За редким исключением сейчас мы можем увидеть все эти фильмы лишь на экране телевизора, где технические ухищрения создателей, увы, малоразличимы. Советские кинотехнологи постоянно искали новые формы. Биться за зрителя стоило — ведь в СССР посещаемость кинотеатров и, соответственно, сборы были очень высоки. Через год после выхода широкоэкранного «Ильи Муромца» в эксплуатацию ввели «Кинопанораму» — систему, использовавшую как для съемки, так и для показа фильма три рулона 35-миллиметровой пленки параллельно. В 1960-м на экраны вышел первый советский широкоформатный фильм «Повесть пламенных лет».
Основное отличие: широкоэкранное кино снималось на кинопленку 35 миллиметров, а широкоформатное — на 70-миллиметровую пленку. При демонстрации широкоэкранного фильма размер изображения по горизонтали сильно превышал размер изображения по вертикали. Причем в случае широкоэкранного кино зрелищность достигалась без неимоверных вложений в производство и систему показа. Просто при съемке на объектив камеры надевалась определенная насадка. Показывать широкоэкранный фильм можно было с любого стандартного кинопроектора, так как снят он был на пленку 35 миллиметров. Но были у широкоэкранного кино и существенные недостатки, особенно на ранних этапах его развития. Например, разница в изображении на периферии кадра и в его центре. Если персонаж активно перемещался по горизонтали, пропорции его тела несколько менялись… Также разнились степени ширины изображаемого на первом плане и на дальнем: лица тех актеров, что стояли во время съемки близко к камере, были значительно шире, чем у тех, кому повезло расположиться подальше.
Интересно узнать, что как широкоэкранные были сняты фильмы «Гиперболоид инженера Гарина», «Мертвый сезон», «Бриллиантовая рука», «Достояние республики», «Самая обаятельная и привлекательная».
Широкоформатный кинематограф — предок IMAX. В 1960–80-е годы такой тип кино обеспечивал высококачественное изображение и эффект стереоскопии. Но для демонстрации широкоформатных картин нужны были специальные экраны, превосходящие по размерам обычные. Таковых было в СССР довольно много, но все-таки далеко не везде зрители могли увидеть фильмы, снятые по технологии широкоформатного кино. А производство таких фильмов было невозможно без специальных навыков, кропотливых расчетов. «Широкий формат требовал исключительного внимания к изображению, поскольку при проекции на такой пленке заметна каждая деталь, — пишет в своей книге «Полвека у стены Леонардо» кинооператор Леван Пааташвили, который в 1969 году снимал широкоформатный фильм «Бег». — При широком формате вопросы глубины, резкости, цветовой перспективы и «стереоскопичности» изображения совершенно иные, чем в обычном варианте».
С камерой, рассчитанной на пленку 70 миллиметров, много работал оператор Анатолий Петрицкий. Самая масштабная его работа — широкоформатный фильм «Война и мир». Отечественная камера «Россия», созданная специально для работы над этим фильмом, не вызывала проблем. Но вот 70-миллиметровая советская пленка «Свема» приносила сюрпризы! «Мы приходим в зал посмотреть снятый крупный план старика Болконского — и видим его на экране с надписью на лбу «Шосткинский химкомбинат», потому что она была напечатана не по краю пленки, как положено, а прямо посередине», — вспоминал Петрицкий.
Всего в СССР было снято 162 широкоформатных фильма. Среди них «Дерсу Узала», «Табор уходит в небо», «Чайковский», «Освобождение».
В советском кинопроизводстве существовал еще компромиссный вариант под названием «Универсальный формат кинокадра» (УФК), при котором кино снимали на пленку 35 миллиметров, а при печати кинокопий можно было перевести его в широкий формат. Такую процедуру, например, выдержал новаторский фильм Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных», который также снимал оператор Леван Пааташвили. «Конечно, УФК — не широкий формат в подлиннике, при котором оператор имеет дело с 70-миллиметровым изображением, а полуфабрикат, эрзац широкого формата, и снимать на него приходится по другим правилам, — вспоминал Пааташвили. — При переводе многое страдает: резкость, зрелищность, глубина — словом, все качественные преимущества широкого формата». Также в формате УФК сделаны картины «Они сражались за Родину», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Легенда о Тиле».
Техническое чудо под названием «Кинопанорама», вопреки ожиданиям конструкторов, не прижилось. Эта система оказалась очень громоздкой, капризной и малофункциональной. Съемка фильмов в формате «Кинопанорамы» велась специальным аппаратом, тремя объективами — каждый должен был охватить свою часть снимаемого пространства. Естественно, проекционный аппарат тоже был особым, синхронно совмещающим все три пленки. Конечно, «картинка» кадра «Кинопанорамы» превосходила по ширине любой широкоформатный и широкоэкранный кадр. Угол обзора был больше, чем поле зрения человека (включая периферийное зрение) — и, наверное, это и помешало «Кинопанораме» завоевать зрителя. Ибо держать все происходящее под контролем глазу просто невозможно. Самым известным кинотеатром, предназначенным для демонстрации фильмов-кинопанорам, был московский «Мир» на Цветном бульваре. Панорамные кинотеатры были построены и в Ленинграде, и в Киеве. Но к концу 80-х годов показ кинопанорам в них сошел на нет. А на ВДНХ все еще можно посетить здание, построенное специально для круговой кинопанорамы! В отличие от вышеописанных панорамных кинотеатров, она предлагала зрителям абсолютно замкнутое проекционное кольцо с горизонтальным углом обзора 360 градусов. Демонстрация велась с 11 пленок 35 миллиметров. Смотреть что-либо в таком зале можно было только стоя.
С помощью системы «Кинопанорама» были сняты несколько неигровых лент, игровые картины «Озорные повороты», «Повесть пламенных лет», «Крепостная актриса» и «Оптимистическая трагедия».