Он стоял у истоков советского кинематографа, совершил своеобразную революцию и доказал, что кино — это нечто большее, чем просто развлечение.
Денис Аркадьевич Кауфман (настоящее имя Дзиги Вертова) родился в Белостоке в семье библиотекарей. Учился в Психоневрологическом институте и в Московском университете. Бурная, новая жизнь захлестнула его с головой, он подружился с футуристами и тогда-то и взял себе звучный псевдоним — Дзига Вертов.
Кинематограф в жизнь Дзиги Вертова вошел в 1918 году, тогда он начал работать в отделе хроники Московского кинокомитета секретарем-делопроизводителем. Но скучная секретарская работа с бумагами была явно не для него: Вертова привлекал мир кино и огромные перспективы, связанные с развитием этого вида искусства. В 1918–1919 годах он принимал участие в создании первого советского киножурнала «Кинонеделя», посвященного событиям Гражданской войны. Потом сам вместе с оператором поехал на фронт, снимал там.
В 1920 году Дзига Вертов становится заведующим киносекцией отдела агитационно-инструкторских пароходов и поездов (агитпарпоездов) ВЦИК и начинает снимать кинохронику. Все снимается с колес, события отслеживаются почти молниеносно. В течение трех лет были сняты такие фильмы, как «Бой под Царицыном», «Процесс Миронова», «Вскрытие мощей Сергия Радонежского», «Пароход «Красная Звезда», «Агитпоезд ВЦИК», «Процесс эсеров», а также полнометражная картина «История гражданской войны».
Вместе с единомышленниками Дзига Вертов создает новаторскую группу. Друзья называют себя «киноками» или «киноглазовцами» (от слов «кино» — «око» и «кино» — «глаз»). Тогда и появляется его знаменитая ежедневная киногазета «Киноправда». Первый выпуск киногазеты вышел 5 июня 1922 года. На весь экран надпись: «Спасите голодающих детей!» Кадры истощенных ребят. И снова надпись: «Нет больше сил». Так начиналась эта киногазета. От зоркого киноока Дзиги Вертова не укрывались никакие нюансы и моменты жизни в молодой Стране Советов.
Одновременно с «Киноправдой» Вертов стал выпускать серию фильмов под общим названием «Киноглаз», каждый из них был посвящен отдельному сюжету. Первый вышел в 1924 году и назывался «Жизнь врасплох». Дзига Вертов хотел доказать провозглашенную им теорию о том, что у «киноглаза» гораздо больше возможностей, чем у обычного человеческого зрения. «Я — киноглаз, — провозглашал режиссер. — Я строитель. Я посадил тебя, сегодня созданного мной, в несуществовавшую до сего момента удивительнейшую комнату, тоже созданную мной. В этой комнате — 12 стен, заснятых мной в разных частях света. Сочетая снимки стен и деталей друг с другом, мне удалось их расположить в порядке, который тебе нравится, и правильно построить на интервалах кинофразу, которая и есть комната… Я — киноглаз, я создаю человека, более совершенного, чем созданный Адам, я создаю тысячи разных людей по разным предварительным чертежам и схемам. …Я — киноглаз. Я у одного беру руки, самые сильные и самые ловкие, у другого беру ноги, самые стройные и самые быстрые, у третьего голову, самую красивую и самую выразительную, и монтажом создаю нового, совершенного человека».
Мир оценил старания Дзиги Вертова: в 1925 году в Париже, на родине кинематографа, на выставке декоративных искусств он получил серебряную медаль и диплом за выпуск «Киноглаза». В 1929 году режиссер поездил по Германии с докладом на тему «Что такое киноглаз», он выступил в Ганновере, Берлине, Дессау, Эссене, Штутгарте. Переводчик ему не требовался, он прекрасно владел немецким языком.
В этом же 1929 году он снял свой знаменитый фильм «Человек с киноаппаратом», в котором хотел продемонстрировать все возможности человека, вооруженного кинокамерой. В 1964 году, через десять лет после того, как Дзига Вертов ушел из жизни, кинокритики 24 стран назвали «Человека с киноаппаратом» в числе двадцати лучших документальных фильмов всех времен и народов.
Французский режиссер-документалист Фредерик Россиф писал о Дзиге Вертове так: «Всё западное кино в долгу перед Вертовым за его революционный поиск. До Вертова документалисты снимали изображение — после Вертова они научились снимать идеи».